Крылья Родины


ka50_1.jpg (27317 bytes)

неточностями.
  Так, в статье С. Мороза “Ка-50”: “Вервольф” выходит на охоту” (журнал АВИО № 3—93) утверждается, что специалисты ОКБ к началу работы над Ка-50 имели “... на своем счету лишь неосуществленные проекты”. В этой статье все, что касается конкурса Ка-50 и Ми-28, истории их создания, представляет собой рассуждения людей, далеких от той проблемы, за решение которой они так смело берутся. Но вернемся к теме.
  Зарубежные и отечественные оппоненты пытаются поставить под сомнение способность Ка-50 эффективно решать поставленные перед ним боевые задачи на современном уровне с точки зрения общей конструкции, уровня интеграции и компьютерного обеспечения. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что специалисты ОКБ уже давно работали над созданием единой боевой системы “корабль-вертолет”. Еще в начале 70-х годов каждому Ка-25 в рассредоточенной группе на удалениях до 200 км от корабля над безориентирной водной поверхностью система обеспечивала возможность иметь собственные текущие координаты, координаты корабля и всех остальных вертолетов в реальном масштабе времени. Координаты обнаруженной подводной лодки и траектория ее движения автоматически передавались на корабль и другие Ка-25. При этом командир группы мог принимать решение на атаку подводной лодки самому или другому вертолету, находящемуся в более выгодной позиции. Вся необходимая информация передавалась на соответствующие индикаторы и пульты управления.
  Если ОКБ в 1971-м уже имело такие достижения, то с учетом накопленного опыта к 80-м годам поиск и поражение бронетанковой техники на Ка-50 специалисты обеспечили на еще более высоком уровне. Ми-28, созданный Московским вертолетным заводом, безусловно, был достойным конкурентом, но именно поэтому так высока цена победы Ка-50 в сравнительных полигонных испытаниях, проводившихся Министерством обороны в условиях, максимально приближенных к боевым.
  С появлением Ка-50 неизбежно возникли вопросы по совершенствованию тактики боевых вертолетов. Ведь тактика применения Ми-24 и Ми-28 основана на скрытном  выходе на рубеж поиска целей, кратковременном появлении из-за укрытия для их обнаружения. Если в первом выходе в тече-


Григорий КУЗНЕЦОВ

ВЫМЫСЕЛ И ПРАВДА О ''ЧЁРНОЙ АКУЛЕ''

Эта статья Григория Кузнецова, кандидата технических наук, ведущего авиаконструктора фирмы “Камов”, участника многих испытательных полетов на вертолетах, безусловно, носит полемический характер. Редакция не разделяет некоторые категорические суждения автора. Тем не менее хотелось бы знать мнение специалистов и знатоков авиационной техники по этим проблемам.

*       *        *

   Впервые в мировой практике создан боевой армейский вертолет Ка-50 с одним пилотом на борту. Эта уникальная машина по важнейшему критерию “эффективность-стоимость” не имеет себе равных среди существующих боевых вертолетов. Однако споры о необходимости одного или двух членов экипажа на боевом вертолете до сих пор не утихают — как у нас, так и за рубежом.
  Противники одноместной боевой машины прежде всего говорят о том, что АО “Камов”, якобы, не имело практического опыта в создании боевых вертолетов. Поэтому эту фирму не стоит принимать в качестве серьезного

конкурента Московского  вертолетного завода и зарубежных вертолетостроительных фирм.
  И этот “прием” зачастую срабатывает безотказно. Истина же заключается в том, что ни одна вертолетная фирма не имеет такого богатого опыта создания боевых винтокрылых машин, как “Камовская”.
   Впервые в нашей стране по ТЗ ВВС РККА под руководством основателя ОКБ Н. И. Камова еще в 1934 г. был создан автожир А-7. Стрелковое вооружение аппарата включало носовой синхронный пулемет и турель-ную установку для защиты задней полусферы. На автожир подвешивались две бомбы по 250 или четыре — по 100 кг. Он выпускался серийно.
  В 1961-м впервые в мире был создан боевой вертолет Ка-25. Комплекс оборудования позволяет автономно обнаруживать и уничтожать подводные лодки противника. А в конце 60-х ОКБ разработало и представило на конкурс проект армейского боевого вертолета Ка-25Ф. Тогда предпочтение отдали Ми-24, первый полет которого состоялся в 1972-м. Затем в 1973-м появился новый боевой вертолет Ка-27, а в 1976-м — корабельный транспортно-боевой Ка-29.
  Можно было бы продолжить рассказ о других проектах боевых вертолетов различных схем, но и приведенных примеров вполне достаточно, чтобы убедиться в высоком научно-техническом потенциале ОКБ к моменту начала работ над Ка-50.
  Справедливости ради следует отметить и то, что даже благожелательные статьи о Ка-50 грешат серьезными


Перейти на главную cтраницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com