ние 10—15 секунд
цель не обнаруживается, то вертолет резко уходит
в укрытие и сменяет позицию. Операция
повторяется до тех пор, пока цель не будет
обнаружена. После этого в очередном выходе из-за
укрытия осуществляется атака. Как показывают
исследования, такая тактика при противодействии
ПВО недостаточно эффективна.
Тактика боевого ударного АН-64А “Апач” (США)
базируется на использовании боевой системы,
включающей вертолет-разведчик и ударный
вертолет. Небольшой малозаметный
вертолет-разведчик типа OH-58D осуществляет поиск,
маскируясь за рельефом местности (холмы, овраги,
лес, строения), выдает координаты цели и
рекомендуемого рубежа атаки. Ударный вертолет
скрытно выходит на рубеж, за укрытием совмещает
продольную ось аппарата с направлением на цель,
набирает высоту, атакует и быстро вновь уходит за
укрытие. Эффективность тактики АН-64 с
использованием разведчика значительно выше
тактики самостоятельного поиска и атаки целей
Ми-24 и Ми-28.
Решение боевых задач Ка-50 осуществляет с
применением тактики как Ми-28, так и АН-64. При этом
обзорно-прицельная система вертолета имеет
более высокую по сравнению с Ми-28 разрешающую
способность, что обеспечивает поиск целей на
больших дальностях за пределами зон поражения
средств ПВО. Атаковать бронетанковую технику с
использованием сверхзвуковых противотанковых
ракет Ка-50 может с дальностей до 10 км, в то время
как ПТУР у Ми-28 и Ан-64 имеют максимальную
дальность лишь 5 км.
Опыт применения Ми-24 в локальных конфликтах
показал, что управление группой машин в полете
командир может производить только в плотных
строях, когда между аппаратами поддерживается
визуальная связь.
При возникновении дуэльной ситуации |
со средствами
ПВО, прикрывающими бронетанковую технику, такая
группировка, в том числе и из Ми-28, становится
заложницей несовершенной тактики, основанной на
ограниченных возможностях бортового
оборудования, и несет большие потери. Увеличение
интервалов и дистанций до потери визуальной
взаимосвязи исключает управление группой. О
каких-либо совместных действиях в этом случае не
может быть и речи. Каждый же пилот Ка-50, так же, как
и Ка-25, при полете в рассредоточенной группе
имеет возможность видеть на дисплеях все
вертолеты. Ему известны их координаты и
направление полета в реальном масштабе времени.
В случае обнаружения любым вертолетом
наземной цели, ее координаты и другие данные
автоматически передаются на вертолеты всей
группы. Командир группы принимает наиболее
приемлемое в сложившейся обстановке решение по
атаке целей одиночно или группой, в том числе с
разных направлений. Все это позволяет Ка-50
рассредоточение действовать также ночью и в
сложных метеусловиях, что недоступно для Ми-24 и
Ми-28 с двумя членами экипажа. Подключение к
данной системе КП сухопутных войск на порядок
повышает качество управления наземно-воздушной
операцией.
В данную систему органически вписывается
самолет-разведчик. В этом случае Ка-50 по
совокупной тактике применения превосходит АН-64А,
не говоря уже о Ми-28. При отсутствии
специализированного вертолета-разведчика его
функции с несколько меньшей эффективностью
может выполнять Ка-50 с минимальным боекомплектом
ПТУР и патронов к пушке, пилот которого хорошо
владеет навыками разведчика.
По-видимому, трудно не согласиться с такими
убедительными доводами, но противники
одноместной машины в этом случае высказывают
свой главный аргумент: психофизиологическая |
нагрузка на
пилота в современном бою будет настолько велика,
что он должен быть буквально суперменом.
Снова обратимся к опыту боевого
применения Ми-24 с двумя членами экипажа. Вертолет
пилотирует один пилот, он же применяет пушку и
неуправляемые авиационные ракеты (НАР). Оператор
на малых высотах ни в чем не может помочь летчику.
Никаких проблем с атакой наземных целей с
применением указанного вооружения, в том числе с
предельно малых высот, не существует. На Ка-50
более энерговооруженном и маневренном аппарате,
имеющем пилотажную и прицельную информацию на
индикаторе лобового стекла, применение пушки и
НАР пилот производит с “поднятой головой”, а
значит и при меньшей психофизиологической
нагрузке.
Некоторые специалисты высокую
психофизиологическую нагрузку на летчика
одноместного вертолета связывают с длительным
поиском и наведением ПТУР в цель на предельно
малых высотах полета 15—20 м. Однако практика
боевого применения Ми-24 свидетельствует о том,
что на удалениях от 1,5 до 5 км прямой контакт с
целью может быть надежно установлен с высот
полета 50— 250 м.
Для особо упорных противников одноместного
вертолета сообщаю о том, что применение ПТУР на
Ка-50 с висения и в поступательном движении до 100
км/ч на предельно малых высотах особых
затруднений не вызывает. Этому способствует
отличная управляемость аэродинамически
симметричного аппарата, автоматическое
сканирование линии визирования
обзорно-прицельной системы, применение
нашлемной системы целеуказания, катапультное
кресло, обеспечивающее спасение летчика во всем
диапазоне высот и скоростей полета.
И, наконец, еще одно, неожиданное сравнение:
скрытый выход Ка-50 в район поиска и атаки целей на
высотах 15—20 м по психофизиологической нагрузке
на летчика более благоприятен, чем на
двухместных вертолетах Ми-24 и Ми-28. |