ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ
И ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ
ИСТРЕБИТЕЛЯ “СТЕЛС”


Для современного истребителя, представляющего собой техническую систему высокой сложности, характерна тесная связь между обликом, техническими характеристиками и приемами боевого применения. Практически любая способность самолета делать то, чего не могут другие, может быть положена в основу новой тактики. Большое воздействие на облик и тактику истребителей оказало, оказывает и будет оказывать их вооружение. Это повлияло даже на терминологию, ибо сейчас все чаще говорят не о самолете, а об авиационном боевом комплексе (АБК), в состав которого входят сам самолет и системы оружия, которые он несет.



   Одной из основных проблем, решаемых при разработке современного АБК, является определение оптимального соотношения степеней сложности самолета и его систем оружия. Рассмотрим простой пример - повышение эффективности стрельбы из бортовой пушки. Можно более точно прицеливаться с помощью обобщенной системы управления полетом и оружием (о ней рассказано ниже) - это усложне-нит самолет. Можно повысить точность за счет применения управляемых снарядов - это усложнит оружие.
    Вообразим себе некую шкалу, на одном конце которой отложено “сложный самолет + простое оружие”, а на другом -“простой самолет + сложное оружие”.

самолет, чтобы ракеты “увидели” цель хотя бы на несколько секунд, необходимых для захвата и пуска. Такой разворот может быть и неустановившимся. Возможность атаки на встречных курсах сделала воздушный бой еще более скоротечным и вместо способности выдерживать перегрузку в течение длительного времени заставляет летчика выполнять более точное и динамичное пилотирование в условиях воздействия больших, но кратковременных перегрузок.
    Наиболее важной современной тенденцией, характерной именно для ракет средней и большой дальности, можно считать расширение диапазона дальностей пуска. Напомним, что все ракеты имеют не только максимальную дальность, обусловленную энергетикой их двигателей, но и минимальную, ограниченную в основном способностями систем наведения. Очевидно, что диапазон между этими дальностями должен быть как можно больше. В противном случае летчик может оказаться в ситуации, когда дистанция слишком мала для ракеты средней дальности и слишком велика - для ракеты ближнего боя, а противник не замедлит воспользоваться таким положением. Поэтому уже в настоящее время появляются разработки ракет, которые исходя из современных требований можно отнести к

Только попадание в нужную точку шкалы обеспечит максимальную эффективность АБК при его приемлемой стоимости. Однако практически все современные боевые самолеты строятся по принципу “сложный самолет + сложное оружие”. Причины: с одной стороны, фирмы-разработчики стремятся к получению максимальной прибыли, с другой - военные отвыкли от боевых действий против реального противника, а демонстрируют эффективность в полигонных или близких к ним условиях.
    Представим себе, как повлияют на тактику и облик истребителя разработка и применение новых систем вооружения.
    Говоря о всеракурсных ракетах, следует отметить, что сегодня под всеракурсностью подразумевают два качества: во-первых, способность захватить цель с любого направления обзора (в основном это относится к ракетам ближнего боя с ИК-головка-ми наведения, которым легче обнаружить горячее сопло двигателя, чем сравнительно холодную носовую

часть), а во-вторых, способность ракеты маневрировать энергично, чтобы попасть в цель на встречных курсах, когда взаимные угловые скорости ракеты и цели особенно велики (это справедливо уже для ракет с любым радиусом действия). Разработчикам ракет и головок наведения удалось решить обе эти задачи. Появление всеракурсных ракет уже повлияло на облик истребителей и на их тактику. Раньше основной характеристикой самолета была перегрузка виража, выполняемого без потери скорости (он называется установившимся). Это было необходимо для захода противнику “в хвост” с последующим пуском ракет. Сейчас главным является способность быстро довернуть

_______________________________________________________________________________________________

Перейти на главную траницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com