Вестник ВОЗДУШНОГО ФЛОТА


и СВ. УВЗ построил одноместный В-80 соосной схемы, первый полет которого состоялся в июне 1982 года. Одновинтовой Ми-28 с двумя членами экипажа поднялся в воздух в декабре того же года. В 1983-м оба ОКБ провели заводские испытания своих машин, в ходе которых подтвердилось соответствие основных данных.
    По решению ВВС и МАП в октябре состоялось совещание по выбору образца боевого винтокрыла для серийного производства на замену Ми-24, В ходе дискуссии специалисты ЦАГИ и НИИАС отметили примерное равенство характеристик Ми-28 и В-80. ГК НИИ ВВС отдал предпочтение В-80 как обладающему более высокими летными данными и простотой пилотирования. ЦНИИ ВВС отметило у В-80 несколько более высокое значение интегрального критерия “эффективность — стоимость”,
    Главком ВВС Главный маршал авиации П.С.Кутахов принял решение о выборе В-80 в качестве победителя. Реализованные на Ми-28 достижения предложили использовать для создания новой модификации Ми-24. Авторитет главкома ВВС — члена ЦК КПСС и депутата Верховного Совета СССР - был настолько велик, что принятое решение считалось окончательным и дальнейшему обсуждению не подлежало.
    Однако неожиданная смерть П.С.Кутахова (1984) внесла серьезные коррективы в ситуацию. Пытаясь ревизовать состоявшееся решение, руководство МВЗ обратилось в ВВС и МАП с жалобой на необъективность выбора боевого вертолета, утверждая, что В-80 с одним пилотом не способен по условиям безопасности применять ПТУР на малых высотах полета. Кроме того, приводились характеристики Ми-28, которые якобы были занижены при формировании оценки боевой эффективности. Обращалось внимание на то, что за рубежом, в первую очередь в США, отсутствуют вертолеты соосной схемы, Как и Ми-28, боевые вертолеты США построены по одновинтовой схеме с рулевым винтом. АН-64А “Апач” имеет двух пилотов, Ми-24 и Ми-28 - пилота и оператора. Следовательно, исходя из постулата, что “американцы не дураки”, не может быть боевого вертолета соосной схемы и с одним членом экипажа.
    Эта массированная атака на высоком уровне привела к тому, что было принято решение о проведении сравнительных летных испытаний вертолетов в условиях, приближенных к боевым. На поле полигона, в разных его частях, была создана разнообразная мишенная и помеховая обстановка, включавшая одиночные и групповые цели, в том числе неподвижные и подвижные танки.
    Для оценки возможностей машин по поиску наземных целей варьировались удаленность целей, высоты и скорости полета, различные метеоусловия и др. Регистрировались десятки параметров, определявших режимы полета,

психофизиологическое состояние пилотов, отклонение линии визирования обзорно-прицельной системы (ОПС) по азимуту, время поиска, дальности обнаружения и распознавания целей и т.д.
    В полигонных условиях определялись основные характеристики стрелково-пушечного, управляемого и неуправляемого ракетного вооружения. Выполнялись полеты для установления основных летных данных винтокрылых машин. Разработанные сценарии боевого применения преднамеренно ставили В-80 и Ми-28 в самые жесткие условия, чтобы выявить недостатки первого и установить преимущества второго. При этом с целью повышения объективности оценки по взаимной договоренности привлекались специалисты конкурирующих сторон.
    В основу современной тактики боевых вертолетов положено максимальное использование маскирующих свойств местности, малых высот и скоростей полета для атак из-за преград и укрытий.
    Испытания показали, что пилотирование вертолетов для скрытного выхода на рубеж поиска и атаки целей с применением ПТУР обеспечивается на заданных высотах. Это свидетельствует о том, что боевые возможности экспериментальных машин не накладывают дополнительных ограничений на тактику их действий.
    Бронетанковая техника противника от атак вертолетов прикрывается зенитными ствольными и ракетными комплексами (ЗСК и ЗРК), находящимися в составе мотомеханизированных и бронетанковых подразделений. ЗСК и ЗРК на дальностях до 4 км в дуэльной ситуации затрачивают в два раза меньше времени на обнаружение вертолетов и применение по ним средств поражения, чем вертолеты против них. Следовательно, на указанных дальностях эффективность ЗСК и ЗРК очень высока и не оставляет шансов вертолету на успешную атаку и выживание.
    Разрешающая способность ОПС Ми-28 не обеспечивает поиск целей на удалениях более 6 км. На В-80 ОПС позволяет вести обнаружение и распознавание целей на дальностях 10 км и более. Максимальная дальность пуска ПТУР “Атака” с Ми-28 составляет 5 км, а ПТУР “Вихрь” с В-80 - 8 км.
    На дальностях 4-6 км боевым вертолетам достаточно эффективно противодействует только ЗРК. При выполнении атак с указанных дальностей В-80 имеет преимущество перед Ми-28 вследствие меньшего времени на поиск цели. Только В-80 способен атаковать бронетанковую технику противника, прикрытую ПВО, с дальностей более 6 км, не подвергаясь опасности быть сбитым.
    По предварительным оценкам, подвижная пушечная установка Ми-28 считалась эффективнее ограниченно подвижной по азимуту установки В-80 с той же пушкой 2А42 калибра 30 мм. Однако, полученные

материалы сравнительных испытаний вертолетов привели к уменьшению разности в оценке эффективности применения этого оружия.
    Так, в поступательном движении Ми-28 имеет весьма ограниченные возможности по выполнению плоского (педального) разворота по условиям прочности хвостовой балки и рулевого винта. Для ведения огня по целям, расположенным в стороне от направления полета, требуются большие углы поворота пушечной установки по азимуту. Точность стрельбы в зависимости от бортового угла пушки составляет 5-8 тысячных дальности. Боекомплект 250 патронов в совокупности с указанной точностью и определяет суммарный поражающий эффект пушечной установки.
    На В-80 отклонение ствола пушки по азимуту составляет 15 градусов для автоматического парирования колебаний машины при прицеливании и стрельбе. Однако вертолет соосной схемы в поступательном движении может совершать педальный разворот на большие углы для ведения стрельбы по целям, находящимся в стороне от направления полета. Суммарный поражающий эффект этой пушечной установки определяется точностью стрельбы - 2-4 тысячных дальности и боекомплектом 500 патронов.
    По результатам сравнительных испытаний головные институты ВВС отметили превосходство В-80 над Ми-28 и предложили его для замены Ми-24, однако руководство МВЗ вновь обвинило институты ВВС в предвзятости сравнительной оценки и недостаточной компетентности. Теперь жалоба поступила в МО и ЦК КПСС.
    Итог затянувшегося конкурса подвел в 1986 году министр обороны, подтвердив выбор головных институтов ВВС. В 1991-м на Арсеньевском вертолетном заводе началось серийное производство установочной партии боевого винтокрыла. В 1994-м успешно завершились государственные испытания Ка-50 (В-80), а в 1995-м Указом Президента РФ он был принят на вооружение.
    Опыт проведения конкурсов вертолетов показал: уже сам факт сравнения заставляет участников внедрять самые передовые достижения науки и технологии, повышать культуру проектирования. Вместе с тем такие соревнования свидетельствуют, что их устроители обязаны заранее установить правила проведения испытаний, разработать единые методики сравнения, оговорить условия выигрыша.
    Участники конкурса в свою очередь обязаны уважать право Заказчика на собственный выбор. Конкурент, неуважительно относящийся к устроителям конкурса, подлежит остракизму, и лучший способ воздействия на него — предложить следующий заказ ОКБ, уважающему Заказчика.

Фото Сергея Скрынникова,
Алексея Михеева


Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com