и
СВ. УВЗ построил одноместный В-80 соосной схемы,
первый полет которого состоялся в июне 1982 года.
Одновинтовой Ми-28 с двумя членами экипажа
поднялся в воздух в декабре того же года. В 1983-м
оба ОКБ провели заводские испытания своих машин,
в ходе которых подтвердилось соответствие
основных данных.
По решению ВВС и МАП в октябре
состоялось совещание по выбору образца боевого
винтокрыла для серийного производства на замену
Ми-24, В ходе дискуссии специалисты ЦАГИ и НИИАС
отметили примерное равенство характеристик Ми-28
и В-80. ГК НИИ ВВС отдал предпочтение В-80 как
обладающему более высокими летными данными и
простотой пилотирования. ЦНИИ ВВС отметило у В-80
несколько более высокое значение интегрального
критерия “эффективность — стоимость”,
Главком ВВС Главный маршал авиации
П.С.Кутахов принял решение о выборе В-80 в качестве
победителя. Реализованные на Ми-28 достижения
предложили использовать для создания новой
модификации Ми-24. Авторитет главкома ВВС — члена
ЦК КПСС и депутата Верховного Совета СССР - был
настолько велик, что принятое решение считалось
окончательным и дальнейшему обсуждению не
подлежало.
Однако неожиданная смерть П.С.Кутахова
(1984) внесла серьезные коррективы в ситуацию.
Пытаясь ревизовать состоявшееся решение,
руководство МВЗ обратилось в ВВС и МАП с жалобой
на необъективность выбора боевого вертолета,
утверждая, что В-80 с одним пилотом не способен по
условиям безопасности применять ПТУР на малых
высотах полета. Кроме того, приводились
характеристики Ми-28, которые якобы были занижены
при формировании оценки боевой эффективности.
Обращалось внимание на то, что за рубежом, в
первую очередь в США, отсутствуют вертолеты
соосной схемы, Как и Ми-28, боевые вертолеты США
построены по одновинтовой схеме с рулевым
винтом. АН-64А “Апач” имеет двух пилотов, Ми-24 и
Ми-28 - пилота и оператора. Следовательно, исходя
из постулата, что “американцы не
дураки”, не может быть боевого вертолета соосной
схемы и с одним членом экипажа.
Эта массированная атака на высоком
уровне привела к тому, что было принято решение о
проведении сравнительных летных испытаний
вертолетов в условиях, приближенных к боевым. На
поле полигона, в разных его частях, была создана
разнообразная мишенная и помеховая обстановка,
включавшая одиночные и групповые цели, в том
числе неподвижные и подвижные танки.
Для оценки возможностей машин по
поиску наземных целей варьировались удаленность
целей, высоты и скорости полета, различные
метеоусловия и др. Регистрировались десятки
параметров, определявших режимы полета, |
психофизиологическое
состояние пилотов, отклонение линии визирования
обзорно-прицельной системы (ОПС) по азимуту,
время поиска, дальности обнаружения и
распознавания целей и т.д.
В полигонных условиях определялись
основные характеристики стрелково-пушечного,
управляемого и неуправляемого ракетного
вооружения. Выполнялись полеты для установления
основных летных данных винтокрылых машин.
Разработанные сценарии боевого применения
преднамеренно ставили В-80 и Ми-28 в самые жесткие
условия, чтобы выявить недостатки первого и
установить преимущества второго. При этом с
целью повышения объективности оценки по
взаимной договоренности привлекались
специалисты конкурирующих сторон.
В основу современной тактики боевых
вертолетов положено максимальное использование
маскирующих свойств местности, малых высот и
скоростей полета для атак из-за преград и
укрытий.
Испытания показали, что пилотирование
вертолетов для скрытного выхода на рубеж поиска
и атаки целей с применением ПТУР обеспечивается
на заданных высотах. Это свидетельствует о том,
что боевые возможности экспериментальных машин
не накладывают дополнительных ограничений на
тактику их действий.
Бронетанковая техника противника от
атак вертолетов прикрывается зенитными
ствольными и ракетными комплексами (ЗСК и ЗРК),
находящимися в составе мотомеханизированных и
бронетанковых подразделений. ЗСК и ЗРК на
дальностях до 4 км в дуэльной ситуации
затрачивают в два раза меньше времени на
обнаружение вертолетов и применение по ним
средств поражения, чем вертолеты против них.
Следовательно, на указанных дальностях
эффективность ЗСК и ЗРК очень высока и не
оставляет шансов вертолету на успешную атаку и
выживание.
Разрешающая способность ОПС Ми-28 не
обеспечивает поиск целей на удалениях более 6 км.
На В-80 ОПС позволяет вести обнаружение и
распознавание целей на дальностях 10 км и более.
Максимальная дальность пуска ПТУР “Атака” с
Ми-28 составляет 5 км, а ПТУР “Вихрь” с В-80 - 8 км.
На дальностях 4-6 км боевым вертолетам
достаточно эффективно противодействует только
ЗРК. При выполнении атак с указанных дальностей
В-80 имеет преимущество перед Ми-28 вследствие
меньшего времени на поиск цели. Только В-80
способен атаковать бронетанковую технику
противника, прикрытую ПВО, с дальностей более 6
км, не подвергаясь опасности быть сбитым.
По предварительным оценкам, подвижная
пушечная установка Ми-28 считалась эффективнее
ограниченно подвижной по азимуту установки В-80 с
той же пушкой 2А42 калибра 30 мм. Однако, полученные |
материалы
сравнительных испытаний вертолетов привели к
уменьшению разности в оценке эффективности
применения этого оружия.
Так, в поступательном движении Ми-28
имеет весьма ограниченные возможности по
выполнению плоского (педального) разворота по
условиям прочности хвостовой балки и рулевого
винта. Для ведения огня по целям, расположенным в
стороне от направления полета, требуются большие
углы поворота пушечной установки по азимуту.
Точность стрельбы в зависимости от бортового
угла пушки составляет 5-8 тысячных дальности.
Боекомплект 250 патронов в совокупности с
указанной точностью и определяет суммарный
поражающий эффект пушечной установки.
На В-80 отклонение ствола пушки по
азимуту составляет 15 градусов для
автоматического парирования колебаний машины
при прицеливании и стрельбе. Однако вертолет
соосной схемы в поступательном движении может
совершать педальный разворот на большие углы для
ведения стрельбы по целям, находящимся в стороне
от направления полета. Суммарный поражающий
эффект этой пушечной установки определяется
точностью стрельбы - 2-4 тысячных дальности и
боекомплектом 500 патронов.
По результатам сравнительных
испытаний головные институты ВВС отметили
превосходство В-80 над Ми-28 и предложили его для
замены Ми-24, однако руководство МВЗ вновь
обвинило институты ВВС в предвзятости
сравнительной оценки и недостаточной
компетентности. Теперь жалоба поступила в МО и ЦК
КПСС.
Итог затянувшегося конкурса подвел в
1986 году министр обороны, подтвердив выбор
головных институтов ВВС. В 1991-м на Арсеньевском
вертолетном заводе началось серийное
производство установочной партии боевого
винтокрыла. В 1994-м успешно завершились
государственные испытания Ка-50 (В-80), а в 1995-м
Указом Президента РФ он был принят на вооружение.
Опыт проведения конкурсов вертолетов
показал: уже сам факт сравнения заставляет
участников внедрять самые передовые достижения
науки и технологии, повышать культуру
проектирования. Вместе с тем такие соревнования
свидетельствуют, что их устроители обязаны
заранее установить правила проведения
испытаний, разработать единые методики
сравнения, оговорить условия выигрыша.
Участники конкурса в свою очередь
обязаны уважать право Заказчика на собственный
выбор. Конкурент, неуважительно относящийся к
устроителям конкурса, подлежит остракизму, и
лучший способ воздействия на него — предложить
следующий заказ ОКБ, уважающему Заказчика.
Фото Сергея Скрынникова,
Алексея Михеева |