ВЕСТНИК АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ


дели” вылились почти в четыре месяца, и первый полет истребителя состоялся лишь 21 сентября.
   Рассматривая программу ATF/F-22 в историческом аспекте, можно наблюдать устойчивую тенденцию к сокращению числа заказываемых самолетов этого типа. Если первоначально ВВС утверждали, что им требуется более 1000 истребителей ATF, то в 1991 году называлась уже более скромная цифра - 750 машин. В январе 1993 года программу вновь “урезали” до 648 самолетов, а через год - до 442. Наконец, в 1997 году ВВС “скостили” планы закупок до 339 истребителей. Подготовка полномасштабного производства “рэп-торов” должна закончиться, согласно новому графику, в марте 2003 года, а достижение “начальной боевой готовности” (т.е., говоря по-нашему, принятие на вооружение) ожидается в ноябре 2004 года.

фактически не отличаются от ВПХ самолета F-15; БРЛС лишилась боковых антенных решеток, что ограничило обзор лишь передней полусферой; из состава БРЭО исключили оптоэлектронные датчики. На повестке дня - упрощение средств радиоэлектронной борьбы и систем связи. Однако все понимают, что это - тупиковый путь. Более радикальное решение проблемы видится в расширении круга задач, возлагаемых на новый истребитель, в превращении F-22 из специализированного самолета завоевания господства в воздухе в универсальную систему оружия, способную с высокой эффективностью бороться с воздушными, наземными и морскими целями. Таким образом, “рэпторы” смогут заменить не только истребители F-15C, но и многофункциональные самолеты F-15Е, а также тактические бомбардировщи-ки-“невидимки” F-117A. В результа-

f22_9.jpg (19079 bytes)

Ряд специалистов военно-воздушных сил считают, что потребности ВВС США можно ограничить 200-300 “рэпторами”, а высвободившиеся средства направить на модернизацию самолетов других типов. Однако такое решение должно еще больше повысить стоимость единичного истребителя, приблизив ее к стоимости стратегического бомбардировщика или сверхтяжелого военно-транспортного самолета.
    В этих условиях ВВС энергично ищут пути удешевления программы. Наиболее простым решением явилось бы упрощение, исключение ряда систем, снижение боевых характеристик. Однако ВВС уже и так многим поступились: взлетно-посадочные характеристики “Рэптора” далеки от начальных требований и

те число закупаемых F-22 можно будет увеличить, снизив относительную стоимость самолета и унифицировав парк ВВС.
    Возможность наращивания боевых возможностей “Рэптора” обеспечивается высокими ЛТХ, наличием совершенного бортового радиоэлектронного оборудования, выполненного с использованием технологий 90-х годов. Самолет F-22 - такой же “стеле”, как и F-117 (по оценкам, его минимальная ЭПР в курсовой плоскости - 0,1 м2), однако “Рэптор” обладает при этом сверхзвуковой скоростью и, следовательно, меньшим подлетным временем.
   Оборонительный комплекс РЭБ F-22 обеспечивает возможность решения задач, аналогичных задачам

f22_8.jpg (16560 bytes)

противорадиолокационного самолета “Макдоннелл-Дуглас” F-4G “Уайлд Уизл”, при этом радиоизлучающие цели будут обнаруживаться и опознаваться с большей точностью и значительно быстрее. Подобная область боевого применения “Рэптора” исследуется специалистами ВВС и авиационной промышленности США в соответствии с контрактом, заключенным правительством в мае 1996 года.
    В качестве носителя оружия класса “воздух - поверхность” F-22 обладает не меньшей точностью бомбометания, чем ударные самолеты “Локхид-Мартин” F-117, “Нор-троп-Грумман” В-2 и “Рокуэлл” В-1. При этом, по оценкам ВВС, боевая выживаемость “Рэптора” будет в 18 раз выше, чем у существующих тактических самолетов. Однако столь дорогостоящую и сложную машину имеет смысл вооружать лишь сверхточными и дальнобойными “высокоинтеллектуальными” системами оружия.
    В состав вооружения F-22 уже решено ввести корректируемые авиабомбы нового поколения, снабженные системой инерциаль-но-спутникового наведения. Для “стелсов” был предложен специальный малогабаритный вариант КАБ JDAM, умещающийся в грузо-

отсеке и не увеличивающий радиолокационную заметность самолета.
    По мнению представителей ВВС США, еще одним назначением истребителя F-22 должно стать ведение радиоэлектронной разведки. Совершенные датчики оборонительного комплекса РЭБ позволяют собирать и анализировать информацию о различных наземных РЛС.
    Боевые возможности многофункциональной машины должны возрасти за счет введения в состав экипажа второго человека - штурмана-оператора (как на Су-30 или Су-34). Такой вариант “Рэптора” уже получил предварительное обозначение F-22E.
    Истребитель F-22 совершил свой первый полет и, более чем вероятно, к 2004-2005 гг. поступит в строевые части ВВС. Американцы, проявив традиционную целеустремленность и настойчивость, сумели создать так необходимый для обеспечения своих национальных интересов самолет. А чем ответим на этот вызов мы? Останется ли Россия в XXI веке великой авиационной державой, или в ее небе будут безраздельно господствовать американские “орлы-могильники”?

От редакции. Когда этот материал готовился к печати, произо-шло событие, по истине историческое для отечественной авиа-ции: 25 сентября российский боевой самолет пятого поколения С-37 "Беркут", разработанный в ОКБ Сухого, совершил первый полет. Машина с крылом обратной стреловидности, окрашенная в черный цвет, поднялась в небо с аэродрома ЛИИ им. М.М.Гро-мова. Сегодня только в США и России есть летающие самолеты XXI века. Очевидно, что это обстоятельство имеет не только воен-но-политическое, но и экономическое значение.


Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную траницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com