ВЕСТНИК АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ


ний этих машин и должен был определиться прототип американского “истребителя XXI века”.
    Оба самолета имели нормальную аэродинамическую схему. YF-22 выглядел немного консервативно и по своей компоновке напоминал “классический” истребитель четвертого поколения F-15. Для снижения радиолокационной заметности планер самолета имел “оребрение”, характерное и для первого локхидов-ского “стелса” - легкого бомбардировщика F-117.
   Другой претендент, YF-23, обладал более футуристической внешностью. Его основные особенности - ромбовидное крыло, имевшее одинаковый угол стреловиднос-ти (40 град.) по передней и задней кромкам; вместо раздельного вертикального и горизонтального оперений самолет получил две цельнопо-воротные плоскости, установленные под углом 50 град. к вертикали (такое решение обеспечило существенное снижение радиолокационной заметности). По сравнению с “рубленым” YF-22 машина фирмы “Норт-роп” обладала плавными, как у бомбардировщика “Нортроп” В-2, обводами планера. Сопла двигателей были неповоротными, с “горбами”, выводившими выхлопные газы на верхнюю поверхность планера, что значительно уменьшало тепловую заметность, а также экранировало ТРДЦФ при радиолокационном визировании сзади.
   “Интегральная” компоновка обоих самолетов создавала дополнительные объемы для размещения топливных баков, вмещавших на 60% больше топлива, чем у истребителя F-15.

f22_3.jpg (20790 bytes)

За счет установки новых двигателей с отношением массы к тяге 1:10 тяговооруженность истребителей YF-22 и YF-23 на всех режимах возросла по сравнению с F-15C на 40-58%.
   Первым, 27 августа 1990 года, в воздух поднялся YF-23. 29 сентября начались летные испытания и YF-22. Одновременно проводились конкурсные испытания двигателей “Дженерал Электрик” YF120 и “Пратт-Уитни” YF119. 23 апреля 1991 года было объявлено о выборе самолета YF-22 с двигателями “Пратт-Уитни” F119. Такое решение объяснялось, в первую очередь, более высокой маневренностью машины фирмы “Локхид”, а также ограничениями по углу атаки, накладываемыми V-образным оперением YF-22 (исследования показали, что на углах атаки более 28 град. возможно частичное или полное затенение такого оперения крылом и, как следствие, потеря продольной устойчивости). Все это несколько “перевесило” более высокую крейсерскую скорость и меньшую радиолокационную заметность YF-23.

    Демонстрационный самолет был лишь “черновиком”, своеобразным “летающим макетом” боевого самолета F-22, проектирование которого началось в 1991 году. В апреле 1993 года завершились работы над эскизным проектом истребителя, а в феврале на знаменитом заводе “Сканк Уоркс” фирмы “Локхид”, где были созданы такие “звезды” американской авиации, как U-2, F-104 “Старфайтер”, SR-71 “Блек-берд” и F-117, началась сборка первого опытного F-22A.
    На протяжении всего процесса разработки истребителя использовались самые современные средства автоматизированного проектирования, что привело к ощутимой экономии средств и времени. Применение новейшей САПР CATIA и моделирующего стенда СОМОК всеми создателями самолета, включая субподрядчиков, обеспечивало высокую степень совместимости комплектующих и узлов, изготовленных смежниками.

Все подрядчики использовали одинаковые компьютеры и программное обеспечение, работая в единой сети. Окончательная сборка самолета, по утверждению представителей фирмы, прошла “очень гладко”, “буквально на щелчке”.
    К самолетам пятого поколения формально относятся и европейские истребители Дассо “Рафаль” и “Ев-рофайтер” EF-2000, создаваемые практически одновременно с F-22. Однако американская машина в отличие от “европейцев” способна совершать длительный, продолжительностью несколько десятков минут, полет на сверхзвуковой скорости, что дает огромные тактические преимущества. Не менее важна и малая радиолокационная заметность “американца”, на порядок меньшая, чем у “Рафаля” и “Евро-файтера”. За счет использования системы управления вектором тяги, а также благодаря более высокой тя-говооруженности F-22 обладает и некоторым преимуществом в маневренности. Все это в сочетании с традиционно высоким уровнем радиоэлектронного оборудования должно было, по мнению ВВС США, сделать F-22 наиболее сильным истребителем в мире, способным в полной мере реализовать принцип “первым увидел - первым применил оружие”. Он должен был превосходить самолеты предыдущего поколения точно так же, как линейный корабль “Дредноут” броненосцы. По оценкам ряда специалистов, определенную конкуренцию американской машине смог

f22_4.jpg (15640 bytes)

Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную траницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com