1.2 Формирование облика проектируемого ЛА

    В соответствии с техническим заданием на проектирование нового разведывательно-ударного комплекса произведем формирование его облика и предполагаемой тактики действия.
   С целью результативной разведки и обнаружения целей над сложным горно-холмистым рельефом, в ущельях и т.д. новому авиационному средству могло бы пригодиться неоспоримое преимущество вертолетов – режим висения и способность совершать малые перемещения в разных плоскостях. Но, летательные аппараты этого класса обладают ограниченной высотностью (их статический потолок до 4000 м), в горах они работают фактически на пределе своих возможностей (Ми-8,Ми-24) и далеко не все районы для них доступны [2]. Чрезвычайно мал радиус действия и время полета. Однако анализ локальных конфликтов и войн указывает на чрезвычайно высокий уровень потерь летательных аппаратов этого класса. Общий уровень потерь вертолетов существенно превосходит подобный показатель  самолетов [26].  Шум  работающих двигателей и от лопастей винтов предупреждают противника об угрозе. Боевая живучесть машины значительно снижается наличием последних и большой протяженностью проводки привода рулевого винта (кроме соосной схемы). Это особенно существенно при полете на малой высоте над целью. При ведении огня и бомбометании низкая скорость (200-250 км/ч) часто приводит к поражению осколками своих же снарядов. Винтокрылые машины подвержены вибрациям, что повышает вероятность отказов оборудования и  существенно снижает точность применения неуправляемого оружия, в том числе подвижных пушечных турелей (Ми-24, АН-64). Подтверждением последнего являются стрельбы Ка-50 на выставке в Абу-Даби 1999-2000 годы. При ведении ударных операций под огнем противника над сложным рельефом предъявляются высокие требования к маневренности. Маневренные характеристики вертолетов значительно снижаются возможностью схлестывания лопастей или повреждением хвостовой балки.
   Учитывая современные тенденции, направленные на максимальное отстранение человека от управления и выведение его из опасной зоны, заманчивым выглядит применение беспилотного или дистанционно пилотируемого летательного аппарата (БЛА или ДПЛА). Это позволит существенно увеличить боевую живучесть авиационного средства, его маневренные характеристики теперь не будут ограничиваться возможностями человеческого организма (9-12g). Да и стоимость БЛА оценивается на порядок ниже пилотируемого самолета (от 2 до 15 млн.USD). В США и других Западных странах полным ходом идут работы по созданию микро ДПЛА [39]. Наиболее вероятной   областью их применения небезосновательно считается разведка (впрочем, как и других БЛА и ДПЛА). Грузоподъемность подобных аппаратов невелика и создание сколько-нибудь серьезного вооружения для них в обозримом будущем не представляется возможным. Взлетный вес   ударного ДПЛА с достаточной массой полезной нагрузки будет соизмерим с весом обычного самолета. При этом существенно возрастет масса БРЭО, его сложность и стоимость. Эта причина стала определяющей при свертывании программ по разработке ДПЛА на базе МиГ-21  и «Коршун» (ОКБ Сухого) на рубеже 1970-х – 1980-х годов.  Зарубежные специалисты  высказывают пожелания увидеть первые опытные образцы подобной техники не ранее чем через 15 лет [17]. Определенную сложность представляет выбор силовой установки (СУ). Для маневренного ЛА с массой полезной нагрузки 2-4 т требуются двигателя с тягой =70-150  и малым удельным расходом топлива для поддержания продолжительности полета  до 5-6 ч. Осуществить это могут ТРДД или турбовинтовентиляторные двигателя. Заманчивы СУ на энергии, передаваемой с земли, или аккумуляторных, солнечных батареях ( «Спирит», VLEA, SHARP по программе HALE ). Тогда =0, но создание подобных боевых СУ не предвидится в обозримом будущем. Управление ДПЛА над районами со сложным рельефом местности должно осуществляться очень надежно. Полет по заранее заложенной программе не отвечает требованиям оперативности и гибкости, требует длительного и тщательного планирования операций, изучения районов предстоящего полета. Управление с наземных пунктов требует наличия ретрансляторов (спутников, самолетов, БЛА). Даже при их наличии невозможно получать информацию без задержек, в реальном масштабе времени. Так для передачи информации через спутник требуется 30 с (Ту-243), что абсолютно недопустимо в горах. Требуется использовать помехозащищенные линии связи. Но темнеменее преимущества, присущие ДПЛА, делают очень заманчивой идею их использования как части авиационного разведывательно-ударного комплекса.
   Для борьбы с вышеуказанным противником предлагается использовать разведывательно-ударный комплекс, состоящий из самолета-носителя, играющего роль ударного средства, и разведывательного ДПЛА. Непосредственное управление ДПЛА с борта носителя позволит получать информацию без задержек, в реальном масштабе времени. Полученная информация о местоположении, численности противника позволит грамотно спланировать  дальнейшие действия. Практически исключается вероятность внезапной атаки средствами ПВО и сокращается время непосредственного пребывания в зоне ее действия. Там действует маленький и юркий ДПЛА, являясь «глазами» ударного ЛА. Отпадает необходимость длительного полета на малых высотах над сложной поверхностью. Существенное снижение нагрузки на экипаж уменьшает утомляемость, позволяет сохранить быстроту реакции и, в конечном итоге, повышает результативность атаки. Размещение нескольких разведчиков на борту самолета-носителя позволит существенно увеличить район патрулирования и вероятность обнаружения противника. Площадь обследуемой зоны за один вылет может составить до 5000-7000 км2. Одновременно может быть произведен объективный контроль результатов атаки и мгновенно принято решение о дальнейших действиях.



Vif2.ru banners network

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com