1   2   3   4   5   6

М-Хобби 2'2001 (30)

чительный знак в виде поперечной белой полосы на хвостовой балке. Среди "милицейских" вертолетов (а в их числе имеются также Ми-24 и Ми-26) время от времени попадались и новенькие, только с завода, машины в блестящем свежем камуфляже, особенно контрастирующие с "армейцами", давно уже и не мечтающими об "обновках".
    Некоторые "восьмерки" выделялись своеобразными доработками. Заводчане по своей инициативе оборудовали и прислали в Чечню несколько Ми-8 с оригинальными системами, скроенными под местные условия. Вертолеты, оснащенные теплопеленгатором Л-166 с автоматикой отстрела ИК- ловушек, успеха не имели и остались в единичных экземплярах. Приемный фасетчатый блок теплопе-ленгатора, смонтированный под брюхом вертолета, при посадках находился у самой земли и быстро "слеп", покрываясь пылью и грязью, но самое главное - устройство, призванное реагировать на вспышки при пуске ПЗРК, с равным успехом отзывалось на солнечные блики и любой яркий свет (а ночью - и на "холодную" луну), "салютуя" залпом ловушек.
   В вертолетном варианте Л-166 оказались неэффективной и почти всегда отключались, особенно после случаев, когда отвечавшая на солнечные "зайчики" аппаратура сыпала огненный дождь ловушек куда попало, грозя сжечь собственный аэродром.
Другая система предназначалась для обеспечения ночной боевой работы - давнишней проблемы, которую в Афганистане так и не смогли разрешить (ввиду малой эффективности и повышенного риска ночных полетов они то и дело запрещались командованием). Подсветка целей выполнялась САБ, под "люстрами" которых строились боевые заходы, но время их свечения ограничивалось минутами, а задача собственно поиска целей, наиболее трудная и ответственная, вообще не решалась - приходилось рассчитывать на удачу и на то, что противник выдаст себя светом костров на привале или фарами.
Казанские вертолетостроители оборудовали Ми-8 системой ночного видения с тепловизионной камерой высокой чувствительности. Ее приемное устройство смонтировали в подвижном шарике справа под кабиной, а летчики получили специальные очки, на которые подавалось изображение местности. Система оказалась вполне работоспособной и заслужила положительные отзывы, причем особо ценным достоинством летчики назвали возможность кругового обзора - вращающийся блок позволял следить и за задней полусферой, избегая огня вслед вертолету, где он наименее защищен. В ходе "обкатки" в Чечне не обошлось без курьеза, едва не закончившегося аварией. Ми-8 заходил на посадку в горах, когда на

земле, желая подсветить летчикам площадку, зажгли пирофакел. Его яркий свет, в сотни раз усиленный очками, ударил по глазам летчика, мгновенно его ослепил и только помощь штурмана спасла потерявшую управление машину.
    Экипажи Ми-24, не желая отставать, украсили свои вертолеты целым набором рисунков. "Полосатые" (это прозвище укрепилось за "двадцать четвертыми" еще с Афганистана, хотя их заводской камуфляж на самом деле образован темно-зелеными пятнами неправильной формы, самими разработчиками маскированной схемы прозванными "трилистниками" и "амебами") демонстрировали отнюдь не скромные эмблемы, но масштабные разухабистые изображения. Один из Ми-24П получил большущую черную стрелу на полфюзеляжа, тянувшуюся от стабилизатора до самого крыла.
Другой вертолет, пулеметный Ми-24В, в подтверждение прозвища, разукрасили поперечными полосами, опоясывающими хвостовую балку. На их темном фоне потерялся и сам черный квадрат, скрывавший номер. Полосы накрашивали от руки, не заботясь о правильности, и замазали даже предостерегающий трафарет "Опасно" у хвостового винта. Вертолет тут

же вызвал ассоциации: "Полосатый, как вся наша жизнь: светлая полоса, черная, а дальше - ...хвост!" В обиходе его чаще звали "окунем", причем прозвище утвердилось и заменяло позывной в радио-переговорах между экипажами и руководством полетами.
    В отличие от него, еще один "полосатый" - это был пушечный Ми-24П - нес динамичные косые полосы. Не ограничиваясь броской окраской, ему добавили светлые "молнии", "бубны" и "трефы" с надписью "Туз" в стиле уличного граф-фити. Вертолет, однако, больше был известен под именем "Пикур" по марке известного в Нечерноземье "Пива Курского", напоминавшего о родных краях (среди продукции этого пивзавода, кстати, есть и сорт "Ностальгия"). Соответствующая надпись с напоминанием о Миллениуме "2000" красовалась по левому борту.
В эскадрилье имелась и своя "Черная акула" - Ми-24П с изображением зубастого хищника, со всей очевидностью навеянного известным фильмом (пусть даже главным героем этого авиационного боевика был другой боевой вертолет - Ка-50, впечатляющим воздушным съемкам которого и обязан популярностью фильм). Ми-24П выделялся также


Вернуться на предыдущую страницу Перейти на главную cтраницу

Перейти на следующую страницу

© 2000-2008 FoxbatAVIa, Максим Брянский

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com