чительный
знак в виде поперечной белой полосы на хвостовой
балке. Среди "милицейских" вертолетов (а в их
числе имеются также Ми-24 и Ми-26) время от времени
попадались и новенькие, только с завода, машины в
блестящем свежем камуфляже, особенно
контрастирующие с "армейцами", давно уже и
не мечтающими об "обновках".
Некоторые "восьмерки"
выделялись своеобразными доработками. Заводчане
по своей инициативе оборудовали и прислали в
Чечню несколько Ми-8 с оригинальными системами,
скроенными под местные условия. Вертолеты,
оснащенные теплопеленгатором Л-166 с автоматикой
отстрела ИК- ловушек, успеха не имели и остались в
единичных экземплярах. Приемный фасетчатый блок
теплопе-ленгатора, смонтированный под брюхом
вертолета, при посадках находился у самой земли и
быстро "слеп", покрываясь пылью и грязью, но
самое главное - устройство, призванное
реагировать на вспышки при пуске ПЗРК, с равным
успехом отзывалось на солнечные блики и любой
яркий свет (а ночью - и на "холодную" луну),
"салютуя" залпом ловушек.
В вертолетном варианте Л-166 оказались
неэффективной и почти всегда отключались,
особенно после случаев, когда отвечавшая на
солнечные "зайчики" аппаратура сыпала
огненный дождь ловушек куда попало, грозя сжечь
собственный аэродром.
Другая система предназначалась для обеспечения
ночной боевой работы - давнишней проблемы,
которую в Афганистане так и не смогли разрешить
(ввиду малой эффективности и повышенного риска
ночных полетов они то и дело запрещались
командованием). Подсветка целей выполнялась САБ,
под "люстрами" которых строились боевые
заходы, но время их свечения ограничивалось
минутами, а задача собственно поиска целей,
наиболее трудная и ответственная, вообще не
решалась - приходилось рассчитывать на удачу и на
то, что противник выдаст себя светом костров на
привале или фарами.
Казанские вертолетостроители оборудовали Ми-8
системой ночного видения с тепловизионной
камерой высокой чувствительности. Ее приемное
устройство смонтировали в подвижном шарике
справа под кабиной, а летчики получили
специальные очки, на которые подавалось
изображение местности. Система оказалась вполне
работоспособной и заслужила положительные
отзывы, причем особо ценным достоинством летчики
назвали возможность кругового обзора -
вращающийся блок позволял следить и за задней
полусферой, избегая огня вслед вертолету, где он
наименее защищен. В ходе "обкатки" в Чечне не
обошлось без курьеза, едва не закончившегося
аварией. Ми-8 заходил на посадку в горах, когда на |
|
земле, желая
подсветить летчикам площадку, зажгли пирофакел.
Его яркий свет, в сотни раз усиленный очками,
ударил по глазам летчика, мгновенно его ослепил и
только помощь штурмана спасла потерявшую
управление машину.
Экипажи Ми-24, не желая отставать,
украсили свои вертолеты целым набором рисунков.
"Полосатые" (это прозвище укрепилось за
"двадцать четвертыми" еще с Афганистана,
хотя их заводской камуфляж на самом деле
образован темно-зелеными пятнами неправильной
формы, самими разработчиками маскированной
схемы прозванными "трилистниками" и
"амебами") демонстрировали отнюдь не
скромные эмблемы, но масштабные разухабистые
изображения. Один из Ми-24П получил большущую
черную стрелу на полфюзеляжа, тянувшуюся от
стабилизатора до самого крыла.
Другой вертолет, пулеметный Ми-24В, в
подтверждение прозвища, разукрасили поперечными
полосами, опоясывающими хвостовую балку. На их
темном фоне потерялся и сам черный квадрат,
скрывавший номер. Полосы накрашивали от руки, не
заботясь о правильности, и замазали даже
предостерегающий трафарет "Опасно" у
хвостового винта. Вертолет тут |
же вызвал
ассоциации: "Полосатый, как вся наша жизнь:
светлая полоса, черная, а дальше - ...хвост!" В
обиходе его чаще звали "окунем", причем
прозвище утвердилось и заменяло позывной в
радио-переговорах между экипажами и
руководством полетами.
В отличие от него, еще один
"полосатый" - это был пушечный Ми-24П - нес
динамичные косые полосы. Не ограничиваясь
броской окраской, ему добавили светлые
"молнии", "бубны" и "трефы" с
надписью "Туз" в стиле уличного граф-фити.
Вертолет, однако, больше был известен под именем
"Пикур" по марке известного в Нечерноземье
"Пива Курского", напоминавшего о родных
краях (среди продукции этого пивзавода, кстати,
есть и сорт "Ностальгия"). Соответствующая
надпись с напоминанием о Миллениуме "2000"
красовалась по левому борту.
В эскадрилье имелась и своя "Черная акула" -
Ми-24П с изображением зубастого хищника, со всей
очевидностью навеянного известным фильмом
(пусть даже главным героем этого авиационного
боевика был другой боевой вертолет - Ка-50,
впечатляющим воздушным съемкам которого и
обязан популярностью фильм). Ми-24П выделялся
также |