1   2   3

Вестник Воздушного Флота №1'95

АВИАЦИЯ В ЧЕЧЕНСКИХ СОБЫТИЯХ
В средствах массовой информации - российских и зарубежных - в последнее время высказано немало претензий в адрес Военно-воздушных Сил России за действия в ходе вооруженного конфликта в Чечне. Они, мол, наносили удары по жилым кварталам, игнорировали указание Президента прекратить бомбардировки Грозного... А как же все обстояло на самом деле? Об этом рассказывает очевидец событий, в течение месяца находившийся в командировке в районе боевых действий.

Участие Российских ВВС в Чеченском конфликте можно условно разделить на три этапа. В конце ноября 1994 года, когда стало ясно, что мирным путем проблему Чечни решить не удастся, был реализован первый: самолеты ВВС Су-24МР выполнили воздушную разведку, произведя аэрофотосъемку трех аэродромов Чечни Калиновская, Грозный-Северный и Ханкала, а также военных объектов в Грозном, его пригородах и других населенных пунктах.
    Данные разведки свидетельствовали о том, что Дудаев активно готовится к боевым действиям. Ускоренными темпами строились укрепрайоны и блокпосты, сосредоточивались живая сила и техника, Готовилась к боевому применению и авиация. Всего у Дудаева насчитывалось 266 самолетов. Они заправлялись керосином, снаряжались подвесными блоками с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). Многие из них, особенно учебно-тренировочные Л-39 чехословацкого производства, могли представлять угрозу для российских войск. Дело в том, что Л-39 на средних высотах может применять как неуправляемые реактивные снаряды, так и обычные авиационные бомбы. Опас-

ность была тем более реальной, что Чечня располагала несколькими десятками подготовленных летчиков. Кроме них там уже находились наемные летчики из некоторых бывших республик СССР. Нельзя было не учитывать и тот факт, что около ста летчиков Дудаев отправил на учебу в Турцию (правда, никто из них к началу конфликта в Чечню не вернулся).
    Надо ли говорить, сколько бед могли бы принести дудаевцы, получив возможность сесть в кабины боевых машин. Речь идет не только о возможном росте потерь со стороны объединенной группировки российских войск. Учитывая фанатичность дудаевских вояк и неоднократные угрозы их лидера совершить акты возмездия на российской территории за пределами Чечни, резонно предположить, что вполне могли найтись среди них "камикадзе", готовые направить свой самолет на любой стратегический объект — будь то химический завод, склад оружия или атомная электростанция... Потому и было принято решение нанести бомбово-штурмовые удары первоначально по всем трем аэродромам Чечни. Так начался второй этап операции с участием ВВС. Эту задачу успешно выполнили штур-

Главком ВВС генерал-полковник авиации Петр Дейнекин демонстрирует фотопланшеты с результатами точечных ударов Российских ВВС
Главком ВВС генерал-полковник авиации Петр Дейнекин демонстрирует фотопланшеты с результатами точечных ударов Российских ВВС

мовики Су-25, хорошо показавшие себя в Афганистане, стартовавшие с нескольких аэродромов Северо-Кавказского военного округа.
    В результате прицельных авиационных ударов на аэродромах Грозный-Северный, Ханкала и Калиновская были уничтожены или выведены из строя все 266 самолетов (в том числе один Ту-154, шесть Ту-134, три вертолета). Причем "отработали" Су-25, надо сказать, филигранно: практически не пострадали взлетно-посадочные полосы, места стоянок самолетов, здания и сооружения аэровокзальных комплексов, радио- и светотехническое оборудование. Это позволило уже 18 января нынешнего года принять на аэродроме Грозный-Северный первый военно-транспортный самолет. Основная нагрузка здесь легла на плечи специалистов армейской авиации и одного из отдельных батальонов связи и радиотехнического обеспечения 4-й воздушной армии. Они в кратчайшие сроки смонтировали приводную радиостан-

В аэропорту Грозного. Фото В.Хабарова
В аэропорту Грозного. Фото В.Хабарова


Перейти на главную cтраницу

Перейти на следующую страницу


© 2000-2004 FoxbatAVIa, Максим Брянский

[an error occurred while processing this directive]

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день. AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com